
Научная обоснованность системы профилактики предполагает обязательный учет
при разработке профилактических программ таких сведений о деструктивном
поведении, как:
- признаки деструктивного поведения (признак отклонения от норм общественного
развития, признак дестабилизации и деструктивности, признак негативной социальной
оценки и наказуемости, признак компенсаторности, признак специфичности и др.);
- причины деструктивного поведения (средовые причины, подразделяющиеся на
факторы внешней физической среды и факторы социальной среды; персональные
причины, подразделяющиеся на персональные биологические факторы и персональные
психологические факторы);
- механизмы формирования и распространения деструктивного поведения
(механизм массовой передачи деструктивного опыта; механизм принятия человеком
модели деструктивного поведения под давлением авторитетных людей или личностно
значимой группы; механизм закрепления деструктивности через получение физического и
психического удовлетворения от акта деструктивного поведения; механизм закрепления
деструктивности через нейтрализацию негативных эмоциональных переживаний;
механизм стимулирования активности посредством деструктивного поведения; механизм
осознанного саморазрушения, воспринимаемого как самонаказание; «оппозиционный»
механизм);
- виды деструктивного поведения и их специфика (делинквентное поведение и
отклоняющееся поведение, не попадающее в категорию противоправного: аддиктивное
поведение; отклоняющееся поведение на базе агрессивности личности; суицидальное
поведение; патологичное сексуальное и репродуктивное поведение; социальнопаразитарное поведение; отклоняющееся поведение на основе нарушений социальноличностной самореализации).
Памятка для родителей
«Профилактика деструктивного поведения у подростков»